Здесь правит тьма
Здесь третий Китай
А третий Рим
Давно под землёй!..
(с) Национальный протест
Итак, что из себя представляет Китай?
КНР занимает площадь 9561 тыс. км2 (без Тайваня).
Население - 1,3 миллиарда человек, то есть более одной пятой населения земного шара.
Площадь обрабатываемых земель - 130 млн. га.
Площадь лесов - 160 млн. га.
27% территории занято пустынями.
Тибетское нагорье занимает более 25% территории Китая.
Лишь около 10% территории Китая расположено на высотах менее 200 метров над уровнем моря, но именно там сосредоточена бóльшая часть населения страны.
Свыше 4/5 населения проживает в восточных районах (1/10 территории страны), где средняя плотность населения около 700 человек на 1 км2.
Кроме того, в Китае более 30 городов, в которых численность населения превышает 1 млн. человек.
Таким образом, более половины территории КНР фактически непригодно для проживания. На оставшихся территориях раположено почти всё население, сельское хозяйство и промышленность.
Сложность демографической ситуации состоит в том, что в сельских районах, где проживает 75% населения, сложилась ситуация, при которой страна, имеющая 7% мировой пашни, кормит 24% населения мира. Другой проблемой является перенаселённость деревни, в которой к настоящему моменту уже 1/3 всех рабочих семей является избыточной, что составляет примерно 230 млн. человек.
По китайским данным, в 2000 г. скрытая безработица составляла 183,5 млн человек (или 26,65% предложения рабочей силы).
Существуют также оценки скрытой безработицы в КНР, которые говорят о 15-20% от всего населения КНР, то есть 260 миллионов - почти в два раза больше населения России.
КНР занимает третье место в мире по мощностям нефтепереработки, первое - по производству синтетических волокон и четвертое - синтетического каучука, пятое - по производству этилена и синтетических смол. В 1990 - 2001 гг. мощности энергоблоков возросли со 100 до 315 млн. кВт, выработка электроэнергии в 2001 г. составила 1,48 трлн. кВт. Темп роста выработки электроэнергии в этот период составлял в среднем 9% в год. При этом потребности внутреннего рынка в нефти и особенно в природном газе значительно превышают уровень добычи в стране.
На начало 2002 г. в Китае были накоплены инвестиции, поступившие из более 170 стран (и территорий мира); количество предприятий с иностранными инвестициями достигло 390 тыс. Из 500 ведущих ТНК мира более 400 инвестировали капитал в экономику КНР.
В 2001 г. товарооборот Китая достиг 510 млрд. долл., в том числе экспорт - 266 млрд. и импорт - 244 млрд. В 2003 году этот объёмы внешней торговли составили уже 851 млрд. долларов (4-е место в мире).
Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в объеме достигает 30%. В 2001 г. было экспортировано наукоёмкой продукции более чем на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2001 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).
Среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах с 1979 по 2003 г. составили 9,4% в год, а за пять лет с 1998 по 2003 г., — 8,0%, в 2003 г. — 9,1%, что значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики - 3,8%.
Теперь немного о военной сфере.
Следует заметить, что после своего образования в 1949 году это государство вступало в военные конфликты с Вьетнамом, Индией и Советским Союзом. На заре своего существования КНР также воевала в Корее на стороне КНДР. При этом Китай имеет территориальные претензии к России (они были по большей части удовлетворены), Индии, Японии, Казахстану, Вьетнаму, а также считает Тайвань своей частью. Таким образом, претензии имеются почти ко всем странам, имеющим границу с КНР. Помимо этого, на некоторых китайских картах Сибирь и Дальний восток окрашены в цвета КНР.
Китайские власти оказывали помощь целому ряду радикальных и сепаратистских организаций: "Рабоче-крестьянской партии Турции", фракции А.Шукейри в "Организации Освобождения Палестины", финансировали националистов Нагаленда в Индии, Чинский автономный район и Шанское "автономное государство" в Бирме.
В современной военной теории Китая концепция "локальных войн" выдвинута на первый план. С ней тесно переплетается доктрина "стратегических границ и жизненного пространства" (СГЖП). Согласно СГЖП Китай нуждается не только в "мирном окружении, но и в пространстве обеспечивающим безопасность и жизнедеятельность более чем миллиардного населения".
Согласно официальным заявлениям, военный бюджет КНР в 2007 году возрос на 17,8% и достиг 350 млрд. юаней, или 45 млрд. долл. Это – наибольшее увеличение расходов на оборону в Китае за последние пять лет. Китайское руководство говорит о необходимости модернизации военно-технического потенциала КНР, ссылаясь на его нынешнюю недостаточность.
Армия Китая продолжает быть самой крупной в мире - 3 млн. военнослужащих, из них 2 миллиона в сухопутных войсках.
Продолжается совершенствование Китаем «сил сдерживания» - межконтинентальных баллистических ракет (повышение точности, увеличение разрушительной силы). Успешно испытано противокосмическое оружие.
Что касается России, то на начало 1992 года РФ имела 6347 зарядов. В 1999 году, уходя в отставку, президент РФ Ельцин передал своему преемнику 5842 заряда. К началу 2007 года Россия располагала 681 межконтинентальной баллистической ракетой (в том числе на подводных лодках) с 2460 боевыми частями и 79 самолетами стратегической авиации с 884 крылатыми ракетами. Всего 3344 заряда. При сохранении существующих тенденций (крайне низкий темп строительства новых ракет при ускоряющемся выводе старых) к середине следующего десятилетия в составе российских СЯС могут остаться не более 300 межконтинентальных ракет и не более чем 600 боезарядов на них.
Демографическая и экономическая экспансия.
По данным ООН, сегодня китайская диаспора за рубежом - самая крупная в мире и насчитывает более 50 миллионов человек, большая часть из которых приходится на долю России и стран СНГ. Китайцы, кроме Поднебесной, проживают еще в 164 странах мира. Они, составляя подчас небольшой процент местного населения, контролируют мощные финансовые и торговые потоки в странах своего проживания. Так, например, в Индонезии китайцев всего 3,5%, при этом они контролируют 73% листинговых компаний и 9 из 10 крупнейших финансовых групп. В Таиланде 81% капитала листинговых компаний находится под контролем китайцев. Аналогичная ситуация складывается и в Малайзии, на Филиппинах, Австралии, Бирме, Лаосе, Вьетнаме и даже в США.
Наблюдается формирование и стихийное распространение китайских "торговых меньшинств" ("чайна-таунов ") по Сибири и всему Дальнему Востоку, где "чайна -тауны" уже успешно конкурируют с представителями местного торгового капитала и других "торговых меньшинств" - кавказцами. Ими образована своя торговая экономическая ниша - оптовая и розничная торговля низкокачественными дешёвыми китайскими товарами. Бурное развитие приграничной торговли с Китаем особенно ускоряет этот процесс. Объемы только официальной Российско-Китайской приграничной торговли составляет 10 млрд. долларов в год.
Сегодня в регионах Китая, граничащих с российской территорией, проживают более 300 млн. человек.
У России с Китаем самая длинная граница, и на территориях, вытянутых вдоль китайской, в том числе и монгольской, границы, проживают до 12 млн. россиян. В то же время в последние годы численность нелегально прибывающих на территорию Сибири и Дальнего Востока граждан Китая стабильно росла и, по данным местных иммиграционных служб, составляет как минимум 10-12 миллионов человек и, таким образом, уже практически превышает численность местного населения.
По подсчетам самих китайских ученых природные ресурсы и экономические возможности КНР в современных границах способны "выдержать", по самым оптимистичным прогнозам, население в 1,5 млрд. человек. Tжегодный прирост составляет более 10 миллионов человек, немногим меньше чем все население Казахстана).
В вышедшей в начале 1994 года книге "Китай после Дэн Сяопина: десять сущностных проблем" известные ученые У Гогуан и Ван Чжаоцзюнь прямо ставят вопрос о "противоречии между узостью природной базы, с одной стороны, численностью и темпами роста населения, с другой", указывая: "они столь велики, что не исключена ситуация неуправляемого (или, напротив, организованного "сверху") "демографического империализма"". Обосновывают данную стратегию китайские специалисты аргументами: в расчете на душу населения пахотных земель в КНР в 3,3 раза меньше, чем в среднем в мире; площади лесов в 7,5; лугов в 3 раза. Плюс - новая беда, нехватка воды. Оказывается из 32-х крупнейших китайских мегаполисов в 30-ти - "острый водный дефицит", всего же по стране страдают из-за недостатка влаги "более половины городов".
Выводы.
Что мы видим? Стремительно развивающееся государство, с огромным населением и огромным экономическм потенциалом, однако запертое в довольно узких природным границах и вынужденное импортировать ресурсы и продовольствие. Внутреннее давление на КНР оказывают социальные противоречия: несмотря на все усилия правительства, средний класс очень и очень мал, большая часть населения страны проживает в сельской местности, имеется очень большое количество безработных. Плотность размещения промышленности в восточных районах страны и приоритеты экономического роста уже привели к возникновению крайне неблагоприятной экологической обстановки. Китай сейчас всеми силами стремится к развитию, потому что остановиться для него - смерти подобно. В то же время, непрерывный рост испытывает на прочность естественные ограничения Китая: экологические и ресурсные.
Ситуация в КНР очень жёстко контролируется властями, что совершенно оправданно: любая потеря контроля в такой сложной системе может привести к серьёзному кризису. В стране почти нет стратегических запасов продовольствия, потенциал внутренней экспансии практически исчерпан. В условиях роста населения (а он, несмотря на политику ограничения рождаемости, пока продолжается) и роста промышленного производства Китай может взорваться изнутри - от перенапряжения и социальных противоречий. Но раз нельзя сократить население и прекратить экономический рост - следует искать другой путь решения проблем, и этот путь - внешняя экспансия.
В настоящее время вооружённая агрессия Китая против сопредельных государств представляется маловероятной, но через 10-15 лет многое может измениться. Политика КНР состоит в создании вдоль своих границ "Китайского пояса", районов, населённых преимущественно этническими Китайцами. Присоединение таких районов будет максимально облегчено.
Если посмотреть на пустые восточные территории России и переполненный Китай рядом - станет понятно, что хрупкая затычка государственной границы продержится недолго, и те миллионы, что сочатся сквозь неё сейчас, покажутся ручейком по сравнению с потоком, готовым обрушиться на наши земли. Удерживать эти земли сейчас нечем. Только реальная угроза применения атомного оружия способна остановить прямую агрессию, но даже эта угроза не может предотвратить ползучую экспансию.
Я не буду сейчас рассматривать отношения в треугольнике Китай-Россия-США - это очень сложно, и я не обладаю достаточной информацией. Однако можно предположить, что эти три угла, из которых Россия сейчас - самый слабый, находятся в неустойчивом равновесии, и это равновесие не в пользу России, учитывая всё вышесказанное и огромный товарооборот КНР и США.
Итак, Китай - стратегическая угроза нашим рубежам.
Источники:
www.iicas.org/AIBOLIT/publ_Vtr_5.htm
www.imperiya.by/politics1-2896.html
www.imperiya.by/theory5-2871.html
zvezda.ru/warpath/2007/08/01/kit_armiya.htm
e-reports.hut.ru/info/china.htm
demoscope.ru/weekly/2004/0151/gazeta015.php
rusref.nm.ru/china2.htm
www.ng.ru/nvo/2008-02-13/9_degradatsia.html