Я когда-то писал про шаманизм и магию государственного уровня, практикуемые отечественными чиновниками всех мастей. Можно называть это верой в догмат монетаристской политики, можно - либерализмом головного мозга. Но если задаться целью предельно чётко и лаконично выразить смысл подобных сентенций, следует сказать лишь одно: примат регулирования. Правительство России - это правительство людей, которые полагают. что их единственная задача в экономике - её регулирование при помощи многочисленных инструментов. Всё остальное экономика каким-то образом сделает "сама". Это и есть - вера в магию, волшебство рынка, который создаст новое качество, если его правильно откалибровать. Увы, нет.
Беда в том, что выполнять функцию регулятора сегодня категорически недостаточно. Необходимо созидать. Не "создавать условия", не пытаться наколдовать "привлекательный инвестиционный климат", а создавать новое. Прогнозировать, проектировать и строить с ноля. Получать результат. Отчитываться. Строить снова.
Никто, никто другой никогда не сделает этого. Высокотехнологичная и конкурентоспособная промышленность никогда не возникнет у нас сама собой. Так не бывает. Это даже не фантастика, это фэнтези.
Но в стране - вот новость - правит сырьевой и финансовый капитал. Он не умеет строить. Он не умеет смотреть в будущее иным образом, кроме как через призму эксплуатации финансовых потоков. Он привык ни перед кем не отчитываться. Он привык к бесконтрольности и безнаказанности. Он привык не разделять доходы государства и свои собственные доходы. Он привык перекладывать убытки на население.
Заставить этих людей строить новую страну - невозможно. Они не умеют и не хотят. Их жизнь - регуляция того, что есть вокруг.
В условиях сужения финансовой базы такая политика неизбежно ведёт к дальнейшему ограблению населения. Даже самый успешный проект нынешней власти - военно-промышленный комплекс - покоится на шатком фундаменте съёживающейся и несбалансированной экономики. Любые экономические сдвиги ставят под удар выполнение важнейших программ по перевооружению, а скудная технологическая и научно-техническая база затрудняют перспективное развитие ВПК.
Голоса вопиющих в пустыне - таких, как Глазьев - просто игнорируются. Любые попытки выйти за пределы "регуляторного" механизма и основать механизм созидательный, приравниваются к ереси. И пока эта тенденция не окажется переломлена - будущее будет безрадостным.